Страницы

ПРОФИЛАКТИКА ПАВ








Профилактика употребления 
ПсихоАктивных Веществ


В настоящее время наше общество всерьез заговорило и озаботилось проблемой наркомании - свидетельство этому материалы в печатных и электронных средствах массовой информации. Да, есть выраженный количественный рост этих явлений, идет «омоложение» потребителей ПАВ, и здесь почти в равной мере представлены и мальчики, и девочки.
Зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи. Наркомания - это тяжелое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика.  Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверхзаботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому очень важный адресат  профилактической деятельности – семья ребенка.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Сегодня алкоголь и наркотики стали частью молодежной среды. Это реальность, в которой живут наши дети. Невозможно изолировать ребенка от этой реальности, просто запретив употреблять наркотики, посещать дискотеки и гулять в определенных местах.

                           
КАК ЖЕ УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ ЭТОГО ЗЛА?

Лучший путь – это сотрудничество с Вашим взрослеющим ребенком.




 ► Учитесь видеть мир глазами ребенка. Для этого полезно              вспомнить себя в таком же возрасте, свой первый контакт с      алкоголем, табаком.

 Умейте слушать. Поймите,  чем живет Ваш ребенок, каковы его мысли, чувства.

 Говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе.

 Не запрещайте безапелляционно. Задавайте вопросы. Выражайте свое мнение.

 Научите ребенка говорить «нет». Важно, чтобы он в семье имел это право. Тогда ему будет легче сопротивляться давлению сверстников,  предлагающих наркотики.

Разделяйте проблемы ребенка и оказывайте ему поддержку.

 Учите ребенка решать проблемы, а не избегать их. Если у него не получается самостоятельно, пройдите весь путь решения проблемы с ним вместе.


ДОРОГИЕ  МАМЫ  И  ПАПЫ!

Мы растем, и растут вместе с нами вопросы, которые мы задаем Вам и всему миру взрослых:

Ø Что такое наркотики?
Ø Как они меняют состояние сознания? Как развивается зависимость?
Ø  Зачем люди их употребляют (между прочим, уже в течение нескольких десятилетий)?
Ø И почему не употребляют?
Ø И как нам сделать правильный выбор?

Если мы не получаем от Вас ответа, который помог бы нам разобраться в этом вопросе, мы исследуем эту реальность сами.


ПРИЗНАКИ И СИМПТОМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ

 Бледность кожи
 Расширенные или суженные зрачки
 Покрасневшие или мутные глаза
 Замедленная речь
 Плохая координация движений
 Следы от уколов
 Свернутые в трубочку бумажки
 Шприцы, маленькие ложечки, капсулы, бутылочки
 Нарастающее безразличие
Уходы из дома и прогулы в школе
 Ухудшение памяти
 Невозможность сосредоточиться
 Частая и резкая смена настроения
 Нарастающая скрытность и лживость
 Неряшливость

Эти симптомы являются косвенными. Для подтверждения злоупотребления наркотиками и зависимости от них необходима консультация врача-нарколога.

ЧТО  ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВОЗНИКЛИ  ПОДОЗРЕНИЯ?

1.      Не отрицайте Ваши подозрения.

2.    Не паникуйте. Если даже Ваш ребенок попробовал наркотик, это еще не значит, что он наркоман.

3.    Не набрасывайтесь на ребенка с обвинениями.

4.    Поговорите с ребенком честно и доверительно. Не начинайте разговор, пока Вы не справились с Вашими чувствами.

5.     Если ребенок не склонен обсуждать с Вами этот вопрос, не настаивайте. Будьте откровенны сами, говорите о Ваших переживаниях и опасениях. Предложите помощь.

6.    Важно, чтобы Вы сами были образцом для подражания. Ваш ребенок видит ежедневно, как Вы справляетесь сами с Вашими зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.

7.     Обратитесь к специалисту. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы можете обратиться в анонимную консультацию к психологу или наркологу. Если ваш ребенок отказывается идти вместе с вами, придите вы.


ФАКТОРЫ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ 
ВЕЩЕСТВ



БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА:
o   патология беременности
o   осложненные роды
o   тяжелые или хронические заболевания детского возраста
o   сотрясения головного мозга, особенно многократные
o   алкоголизм и/или наркомания у близких родственников
Эти факторы напрямую влияют на функциональные возможности головного мозга, снижают его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки, не только интеллектуальные, но и эмоциональные.  Такому человеку сложнее мобилизоваться в стрессовой ситуации, вернуться к нормальному ритму жизни. ПАВ может стать для него средством, чтобы хоть на короткое время, вернуть эмоциональную устойчивость или повысить ее.

МОТИВЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ:
o   Позитивные (получение удовольствия)
o   Негативные (защита от отрицательных эмоций);
o   Нейтральные (приспособления к окружающим людям).

 СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА:
неполная семья
o    сильная занятость родителей
o    отсутствие братьев и сестер
o    алкоголизм и наркомания родителей
o    раннее освобождение от опеки родителей
o    гиперопека со стороны родителей
o    психические заболевания, нарушения общепринятых правил поведения у близких родственников;
o    эмоциональное отвержение ребенка родителями
o    доступность наркотического вещества;
o    степень грозящей ответственности;
o    «мода» на наркотик;
o    влияние сверстников

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА:
o    низкая самооценка
o    завышенная самооценка
o    ориентация на внешнее окружение
o    подверженность чужому влиянию
o    низкий самоконтроль
o    неспособность к выражению чувств
o    низкая стрессоустойчивость
o    повышенное любопытство (особенно в сочетании с другими факторами риска)
o    деформированная система ценностей.
o    повышенная тревожность, импульсивность, впечатлительность, обидчивость
                o   повышенная конфликтность 

СТРЕСС КАК ФАКТОР РИСКА
o    Сложные ситуации, связанные с состоянием здоровья (болезнь, опасность инвалидизации или смерти);
o    Сложные ситуации, связанные с выполнением какой-либо задачи (затруднения, противодействия, помехи, неудачи);
o    Сложные ситуации в социальной сфере (критика, конфликты, давление и т.п.).

У детей нет достаточного опыта, чтобы проанализировать стрессовую ситуацию, поэтому он не могут адекватно ее воспринять. И тогда на фоне нравственной незрелости личности возникает напряженность от неспособности справиться с проблемой, внутренняя установка на бессилие, неудачу, а также неспособность что-либо предпринять вообще.



СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ПАВ-ЗАВИСИМОСТИ



В семье:
o    предродовое наблюдение и обследование матери;
o    близкие отношения с детьми;
o    поощрение приобретения знаний;
o    ценность принципов;
o    опыт выхода из стрессовых ситуаций;
o    родители проводят много времени с детьми;
o    доверительные отношения в семье;
o    обязанности в семье распределены посильно;
o    семья поддерживает связь с педагогами.

В школе:
o    высокие требования к ученикам;
o    поощрение выбор цели и ее достижения;
o    поощрение социально направленная деятельность, сотрудничества;
o    предоставление возможностей для самореализации;
o    развитие навыков социального общения;
o    вовлечение родителей жизнь школы, класса;
o    проведение акций антинаркотической направленности в рамках психопрофилактической работы.

В обществе:
o    направленность норм поведения и политики на поддержку неупотребления наркотиков;
o    пропаганда здорового образа жизни и занятий физкультурой и спортом;
o    предоставление подросткам возможности зарабатывать на жизнь;
o    система помощи и социальной поддержки;
o    вовлечение молодежи в деятельность общественных организаций.



Комментариев нет:

Отправить комментарий